Ассоциация поддержки предпринимательства Сибири
  • Регистрация, ликвидация организаций, ИП
  • Юридические услуги Арбитраж
  • Налоговые споры Энергетика
  • Астрал-отчет
  • Бухгалтерское обслуживание
  • Сервисный стол налогоплательщика
  • Ассоциация
    Поддержки
    Предпринимательства
    Сибири
    тел. 54-54-54
     
    Новости АППС Услуги СтатьиПолезное Обратная связь
    Публикации в СМИ Какую форму бизнеса выбрать при открытии своего дела Юридические нюансы работы сомнительных фирм Дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться по-новому Мотивация к труду Как снизить стоимость электроэнергии до законных пределов Число налоговых споров в России растет Уведомление ЭСО о расторжении договора Тяжба с энергетиками затянулась до высшей инстанции ЧЧИМ изменяет стоимость электроэнергии Ты их – в дверь, они – в окно. Как сохранить работников при увеличении налогов на заработную плату Не подписывайте кабальных договоров В Алтайском крае отменена плата за техприсоединение к электросетям «Энергетики кредитуются за счет потребителя» Кто ответит за неуплату НДС Вашим партнером? АППС помогает бизнесу

    Уведомление ЭСО о расторжении договора

    Автор: Дмитрий Мертес

    В настоящее время потребители электроэнергии получают уведомления, содержащие отказ от пролонгации договора энергоснабжения на очередной год и предложение заключить новый договор с энергоснабжающей организацией (ЭСО).

    В своем обращении к абонентам ЭСО, довольно жестким методом осуществляет изменение действующих условий договора на условия, которые ей наиболее выгодны, по отношению к существующей редакции договора. По моему мнению, применяемая энергетиками методика изменения существующих условий договора энергоснабжения, не сообразуется с действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере договора энергоснабжения.

    Понятие такого договора содержится в ГК РФ, который относит данный вид договора к публичным договорам. Публичный договор — договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится в том числе энергоснабжение ( ст. 426 ГК РФ).

    Таким образом, публичный договор создает отношения, особо охраняемые нормами закона, не предусматривающие волю двух сторон на его заключение, как это обычно принято например, в договорах поставки или подряда. Отказаться от договора энергоснабжения может только абонент, например за ненадобностью или при переходе к другому поставщику.

    ЭСО, напротив, должна исполнять договор энергоснабжения (далее договор) до тех пор, пока это будет необходимо абоненту. Кроме того, для приведения договора в соответствие с законодательством достаточно было бы направить потребителю дополнительное соглашение, минуя процедуру перезаключения договора.

    В каких целях ЭСО использует именно такой метод? Дополнительное соглашение выглядит более прозрачным, чем замена договора в целом и в нем будет проще разглядеть, например, третейскую оговорку, которая не предусмотрена Постановлением № 530, однако содержится в новом договоре. В случае принятия и подписания потребителем договора, содержащего третейскую оговорку, он лишается возможности обратиться за защитой нарушенного права в Арбитражный суд, а решение третейского суда является для него окончательным.

    Думаю для того чтобы абоненты безоговорочно подписывали новые договоры и оставляли условия договора без оспаривания. Ведь в случае если абонент откажется от пролонгации договора, он фактически с 01 января 2012 года остается без договора, а бездоговорное потребление это безусловное основание для отключения абонента. В случае не подписания абонентом нового договора на условиях, предлагаемых ЭСО, он получит уведомление об отключении.

    Как поступить абонентам в данной ситуации? В данной ситуации, при перезаключении договоров я вижу только плюсы для абонентов, которые не довольны существующими условиями договора. Это очень хороший шанс заключить новый договор с условиями соответствующими закону, исключить кабальные условия, штрафы, дополнительные выплаты и иные организационные условия.

    В своем обращении ЭСО ссылается на положения правил розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г., в связи с несоответствием которым, договор не продляется на новый год. Однако, такие доводы были бы логичными и обоснованными, в случае, если бы арбитражный суд вынес решение о признании данного договора не соответствующим закону. Без такого решения, вывод одной из сторон договора о несоответствии его условий законодательству, ничем не обоснован.

    Я думаю, что под предлогом не соответствия действующего договора законодательству, ЭСО пытается изменить его условия на более выгодные для себя.

    Абонент, в свою очередь, может использовать сложившуюся ситуацию с выгодой для себя.

    Много раз в моей практике встречались такие ситуации, когда абонент узнавал о «подводных камнях» договора или дополнительного соглашения к нему уже после его подписания, при получении счета-фактуры, содержащей огромные суммы. Достаточно не просто объяснить людям, что цена электроэнергии выросла из-за того, что они подписывали дополнительные соглашения к договорам, не разобравшись в их условиях. Еще сложнее объяснить, что в такой ситуации абоненту невозможно изменить условия договора, поскольку он сам на них согласился, а для того, чтобы заключить новый договор, нужно расторгнуть существующий, что для абонента означает быть отключенным.

    Если же ЭСО сама направила уведомление о расторжении действующего договора – это лишь повод сделать новый договор более выгодным для абонента, не неся, при этом, рисков отключений, поскольку при таких обстоятельствах до заключения нового договора, действует прежний.

    В данной ситуации, я бы посоветовал абонентам очень хорошо разобраться в условиях предлагаемого договора и направить в ЭСО протокол разногласий, а еще лучше свою оферту договора. Законодательство позволяет потребителям электроэнергии направлять в ЭСО свою оферту, однако мало кто этим пользуется. Абонентам необходимо обратиться в ЭСО с заявлением о заключении нового договора, но без формулировок об отказе от заключенного договора. ЭСО обязана подписать оферту договора и передать ее на согласование абоненту.