Ассоциация поддержки предпринимательства Сибири
  • Регистрация, ликвидация организаций, ИП
  • Юридические услуги Арбитраж
  • Налоговые споры Энергетика
  • Астрал-отчет
  • Бухгалтерское обслуживание
  • Сервисный стол налогоплательщика
  • Ассоциация
    Поддержки
    Предпринимательства
    Сибири
    тел. 54-54-54
     
    Новости АППС Услуги СтатьиПолезное Обратная связь
    Публикации в СМИ Какую форму бизнеса выбрать при открытии своего дела Юридические нюансы работы сомнительных фирм Дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться по-новому Мотивация к труду Как снизить стоимость электроэнергии до законных пределов Число налоговых споров в России растет Уведомление ЭСО о расторжении договора Тяжба с энергетиками затянулась до высшей инстанции ЧЧИМ изменяет стоимость электроэнергии Ты их – в дверь, они – в окно. Как сохранить работников при увеличении налогов на заработную плату Не подписывайте кабальных договоров В Алтайском крае отменена плата за техприсоединение к электросетям «Энергетики кредитуются за счет потребителя» Кто ответит за неуплату НДС Вашим партнером? АППС помогает бизнесу

    Дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться по-новому

    Госдума включила в план работы на октябрь рассмотрение законопроекта, который определяет, что поводом для возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению могут быть только материалы налоговой службы. То есть органы МВД будут еще больше оттеснены от борьбы с неплательщиками налогов. Впрочем, право полиции проводить совместные с ФНС проверки предприятий пока никто нет отменял.

    Законопроект в середине сентября был внесен в Госдуму президентом Дмитрием Медведевым и уже получил одобрение всех профильных комитетов. Документ предполагает внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым "поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (статьи 198–199 УК РФ) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела". Пояснительная записка к законопроекту не раскрывает смысл предложенных изменений. Говорится лишь, что "законопроект направлен на совершенствование уголовного судопроизводства".

    По одной из версий, смысл поправок в том, чтобы полностью лишить органы МВД права инициировать возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям. Бизнес неоднократно указывал Медведеву на то, что милиция использует это право для шантажа и вымогательства у предпринимателей. В Алтайском крае одна из последних громких историй была связана с барнаульским "Хлебозаводом № 4", входящим в группу "Алтайские закрома". Сотрудники УБЭП, заподозрив предприятие в уклонении от уплаты налогов и оперируя некой "оперативной информацией", устроили на хлебокомбинате "маски-шоу", изъяли документацию.Александр Терновой, руководитель "Алтайских закромов", тогда назвал проверку заказной, заявив о попытке рейдерского захвата предприятия. Позднее налоговая служба подтвердила, что хлебокомбинат от уплаты налогов не уклонялся.

    Сейчас предложенные поправки в УПК г-н Терновой комментирует так: "Это то, чего мы так давно добивались как налогоплательщики. Слишком много фискальных органов имеют право при отсутствии события преступления устраивать проверки по надуманным обстоятельствам. Если эта инициатива пройдет — я скажу, что у нас в стране есть закон".

    Юлия Мертес,

    гендиректор Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири:

    В моей практике разрешения корпоративных конфликтов неоднократно было, когда обращению в арбитражный суд за решением спора о владении предприятием предшествовал визит на это предприятие сотрудников управления по борьбе с налоговыми преступлениями. Визит основывался на "имеющихся сведениях о совершении правонарушения.

    Причем правоохранителей сопровождали представители одной из противоборствующих сторон". Юлия Мертес полагает, что с принятием поправок бизнес будет более защищен. "Не знаю, позволит ли это полностью исключить произвол, но в том, что его существенно ограничат, я уверена, — говорит она. — Налоговый инспектор располагает значительно меньшим количеством правовых инструментов ограничения прав налогоплательщика, чем оперативные сотрудники силовых ведомств".

    У адвоката Сергея Дорожкина иное мнение: "Зачастую те лица, которые обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о налоговых преступлениях, не являются профессионалами. Или просто хотят "насолить" оппоненту. И следственным органам приходится тратить время, проверяя "сырую" информацию, на самом деле к криминалу отношения не имеющую. Так что предложенные поправки — это шаг к выстраиванию более жесткой и профессиональной системы выявления и расследования налоговых правонарушений".

    В настоящее время полиция имеет возможность проводить совместно с ФНС налоговые проверки. Но правом возбуждения и расследования уголовных дел по налоговым преступлениям с начала 2011 года обладает исключительно Следственный комитет России. Представитель комитета сообщил, что эта структура уже имеет опыт возбуждения уголовных дел по материалам налоговой службы. "Материалы должны быть "крепкими", желательно устоявшими во всех инстанциях арбитража", — уточнил собеседник. "При обжаловании налогоплательщиком в арбитражный суд решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения судить о наличии состава преступления в его действии можно будет только после вступления в силу соответствующего судебного решения", — пояснила Юлия Мертес.

    Юлия Чермашенцева, инспектор отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю, сообщила, что с начала года в регионе возбуждено 42 уголовных дела о налоговых преступлениях, шесть дел направлены в суд. "Предоставляемые налоговыми инспекциями материалы имеют первостепенное доказательное значение", — заверила г-жа Чермашенцева.

    В течение первого полугодия 2011 года УФНС по Алтайскому краю передало в Следственный комитет 64 материала для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

    Приговор по частям

    В предложенном Дмитрием Медведевым законопроекте есть еще одна поправка в УПК. Она предполагает, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Таким образом, публика, присутствующая в зале суда, лишится возможности узнать все детали экономического преступления.