Ассоциация поддержки предпринимательства Сибири
  • Регистрация, ликвидация организаций, ИП
  • Юридические услуги Арбитраж
  • Налоговые споры Энергетика
  • Астрал-отчет
  • Бухгалтерское обслуживание
  • Сервисный стол налогоплательщика
  • Ассоциация
    Поддержки
    Предпринимательства
    Сибири
    тел. 54-54-54
     
    Новости АППС Услуги Статьи Полезное Обратная связь
    Новости от законодателя Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" 1 апреля 2012 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 04.11.2011 N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке" Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Закон о такси в Алтайском крае Выбор организационно правовой формы бизнеса Администрация Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание Арбитражный суд Алтайского края Алтайский краевой суд Районные, городские суды Прокуратура Алтайского края Управление Алтайского края по обеспечению деятельности мировых судей

    1 апреля 2012 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 04.11.2011 N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке"

    Премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от профильных ведомств к 09:00 мск 4 ноября представить согласованный вариант проекта постановления по ограничению сверхприбылей энергосбытовых компаний.

    Такое поручение он озвучил на заседании президиума правительства по итогам обсуждения данного постановления.

    Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина сообщила, что разработан проект документа, который на тот момент еще не прошел всех необходимых согласований с заинтересованными министерствами.

    Данный проект отменяет дифференциации потребителей по числу потребляемых часов электроэнергии, установку единого времени расчета на оптовых и розничных рынках электроэнергии, введение запрета на штрафные санкции за недобор энергии для некрупных потребителей, а также устранение барьеров на пути перехода от так называемого гарантирующего поставщика к независимым энергосбытовым компаниям.

    Также Э.Набиуллина отметила, что в настоящее время наценка энергосбытовых компаний в пять-шесть раз превышает установленные регулирующими органами показатели. Особенно от этого страдают мелкие потребители. "Сегодня для малого и среднего бизнеса цена доходит до 4 с лишним рублей за киловатт, в то время как цена для всех остальных в среднем по стране составляет 2 руб. 40 коп. за 1 киловатт".

    При этом, что рентабельность ЭСО находится на уровне 44%, в то время как в генерации этот показатель не превышает 4%. До 80% поставок в различных регионах приходится на 1-2 компании, имеющие статус гарантирующего поставщика и "возможности для навязывания своих условий и завышения цен, которое в конечной цене электроэнергии может составлять 5-7%, то есть дополнительные доходы (энергосбытовых компаний) - около 160 млрд руб. в год", сказала Э.Набиуллина, уточнив, что имеет в виду результат анализа показателей в 2010 и в 2011гг.

    Министр энергетики РФ Сергей Шматко отметил, что статус гарантирующего поставщика не позволяет отказать в заключении контракта с каждым обратившимся потребителем, даже если поставщик не уверен в его платежеспособности.

    С.Шматко указал также, что общая заложенность на розничном рынке электроэнергии составляет около 150 млрд руб., и примерно 100 млрд руб. - это "нагрузка на сектор сбытовых компаний, прежде всего гарантирующих поставщиков, которые обеспечивают эту сумму заемными средствами". В этой связи С.Шматко призвал принимать указанные меры адресно, проанализировав положение отдельных поставщиков по регионам, и попросил две недели на подробный анализ ситуации.

    "Вы еще три года будете разбираться", - отметил на это В.Путин и потребовал: "Чтобы завтра (4 ноября) в 9 утра был представлен согласованный проект".

    Таким образом, 04.11.2011 г. было подписано Постановление Правительства РФ от 04.11.2011 N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке"

    Представитель Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири Дмитрий Мертес ответил на вопросы Надежды Скалон, обозревателя объединенной редакции ИД «Алтапресс» для газеты «Ваше Дело»

    1. Как сейчас складывается практика взаимоотношений с потребителями (до 750 кВА) - оплачивают ли они стоимость отклонений от договорного объема потребления электроэнергии?

    В настоящее время оплата стоимости отклонений от договорных объемов потребления, вызывает наибольшее количество вопросов со стороны потребителей электроэнергии.

    В течение десяти лет в разное время с потребителя взимают плату за отклонения договорных величин и такое поведение энергоснабжающих организаций напрямую зависит от сложившейся судебной практики, которая постоянно изменяется в рамках споров «переборы-недоборы». Изначально суды такую плату квалифицировали как договорную неустойку и обязывали потребителей ее оплачивать, в период 2007 года суды считали, что неустойка носит компенсационный характер и не может быть установлена в тех размерах, которые прописывались в договорах (например, 2-х кратный размер от стоимости тарифа).

    В период 2008-2009 годов суды изменили позицию и вновь стали квалифицировать условие договора об оплате как неустойку. В середине 2010 года практика вновь сформировалась в пользу потребителей. До принятия постановления правительства № 877, четкой формулировки в законодательстве в отношении потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВа не существовало, в связи с чем колебалась позиция судов при квалификации данных отношений. В настоящее время довольно большое количество потребителей оплачивают выставленные ЭСО счета за отклонения от договорных величин.

    Что будет? И каким образом рассчитывается стоимость отклонений за недобор (раньше было 50% от тарифа или цены)? Приведите, пожалуйста, наиболее типичный пример.

    Думаю, что после вступления Постановления в силу, энергоснабжающие организации будут продолжать попытки сбора денег с потребителей, изменяя при этом формулировку данного условия в договоре на неустойку, но вряд ли суды их поддержат.

    Как правило, ЭСО рассчитывало размер платы за «перебор» объема потребления в двухкратном размере тарифа за весь превышающий объем, и 25% от тарифа за весь объем «недобора».

    Чаще всего, от таких условий страдают производственники, потребление которых напрямую зависит от количества полученных заказов. Бывали случаи, когда размер платы за переборы приравнивался к основному платежу за полученную электроэнергию.

    2. В постановлении, кажется, ничего не сказано про перебор электроэнергии – правильно ли я поняла, что за перебор будут платить все по-прежнему?

    Постановлением № 877 от 04.11.2011г. внесены изменения в п. 68 Постановления № 530 «О розничных рынках», где четко определили обязанность оплаты отклонений для потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВа, поскольку именно эти потребители планируют свое потребление на каждый час ежедневно. Это объясняется тем, что такие крупные потребители оказывают существенное влияние на общую долю потребления на всей территории страны. Для данной категории потребителей существует давно определенный законом порядок расчета платы за отклонения в Приказе ФСТ России от 21 августа 2007 г. N 166-э/1 "Об утверждении Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии".

    3. Энергокомпании, объясняя включение в договор пунктов об оплате за недобор и перебор, мотивировали это тем, что сами работают на таких же условиях с оптовым рынком электроэнергии и просто транслируют условия работы на ОРЭМ на потребителей. Означает ли это, что теперь (согласно п. 3 постановления №877) энергокомпании будут нести убытки и попытаются компенсировать эти убытки при расчете тарифов на следующий год? То есть, возможно ли это по законодательству?

    На первый взгляд, потребителям кажется, что плата за недоборы это плата «за воздух» и соответствующие пункты договоров энергоснабжения не имеют под собой никакого экономического обоснования. На самом деле, плата за недобор обоснована тем, что физически электрическую энергию хранить не возможно, в связи с чем, ЭСО закупает на оптовом рынке такое количество электроэнергии, которое заявлено её потребителями. Если потребители не выберут тот объем, который планировался, соответственно ЭСО несет убытки за излишне оплаченную энергию.

    Тем не менее, помимо недоборов, существуют также переборы электроэнергии, которые расположены на другой чаше весов и представляют из себя компенсацию недоборов, при этом, каков на самом деле баланс переборов и недоборов всех потребителей ЭСО известно только ей самой.

    Если недоборы в общей массе равны переборам, то об убытках не может быть и речи. Тем более, ситуацию, в которой ЭСО взимает плату за все переборы и за все недоборы нельзя назвать нормальной и справедливой.

    В соответствии с российским законодательством о ценообразовании в электроэнергетике, убытки энергоснабжающих компаний не могут учитываться при расчете размера тарифа. Что касается ответственности на оптовом рынке, действительно, ЭСО несет ответственность за отклонения фактического потребления от заявленного, однако размер ответственности, в сравнении с двукратной платой потребителя, ничтожно мал.

    Кроме того, по моему мнению, ЭСО должны самостоятельно планировать количество закупаемой на оптовом рынке электроэнергии и нести ответственность за то, насколько эти планы реалистичны. При этом, недоборы и переборы экономически должны представлять из себя предпринимательский риск энергокомпаний, но никак не конечных потребителей. Думается, что такой подход к планированию энергопотребления более профессионален и лучше сообразуется с российским законодательством, предусматривающим обязательства потребителей оплачивать только потребленные товары и услуги.

    4. Постановление №877 внесло изменения в п. 108 (1), согласно которому с 2012 года исключается дифференциация по ЧЧИМ (кроме тех, кто выбрал пятую и шестую ценовые категории). Означает ли это, на ваш взгляд, что часть потребителей будут платить больше, чем раньше, другая часть меньше?

    За прошедшие три года, после введения дифференциации, не утихали споры между ЭСО и их потребителями и по поводу применяемого тарифа. Достоверно определить планируемое число часов использования мощности (ЧЧИМ) потребителям достаточно сложно, а от этого показателя зависит размер платы за электроэнергию.

    На мой взгляд, Законодатель, исключив дифференциацию, нивелировал все попытки потребителя в выборе минимального тарифа, конечно за исключением потребителей пятой и шестой ценовой категории, поскольку они планируют по часам.

    5. При введении дифференциации по ЧЧИМ заявлялось, что ЧЧИМ стимулирует потребителей более эффективно использовать свое оборудование, планировать деятельность. Можно ли сказать, что следствием отмены ЧЧИМ может быть исключение таких стимулов?

    Безусловно, государство заинтересовано в плановом использовании энергоресурсов. Потребители, у которых был зафиксирован более ровный график использования мощности, поощрялись уменьшением тарифа, однако массового отражения это не нашло. Думаю, что внесение изменений в ряд законодательных актов постановлением № 877, далеко не единственные изменения. В настоящее время в разработке находится еще масса изменений в законодательные акты регулирующие отношения на розничном и оптовом рынке электроэнергетики.

    6. Перед принятием постановления №877 заявлялось, что будет также облегчен переход от одной энергосбытовой компании к другой – чтобы потребители не возмещал убытки, связанные с его переходом до конца года. Я этого пункта в постановлении №877 не нашла. Есть ли все-таки такой пункт?

    Переход потребителя от одной ЭСО к другой регулируется п. 76 «Правил розничных рынков». Постановлением № 877 в данный пункт никаких изменений не вносится. Что касается возмещения убытков при переходе от одной ЭСО к другой, пока снабжающим организациям не удается доказать размер убытков и взыскать с потребителя выпадающие расходы.