Ассоциация поддержки предпринимательства Сибири
  • Регистрация, ликвидация организаций, ИП
  • Юридические услуги Арбитраж
  • Налоговые споры Энергетика
  • Астрал-отчет
  • Бухгалтерское обслуживание
  • Сервисный стол налогоплательщика
  • Ассоциация
    Поддержки
    Предпринимательства
    Сибири
    тел. 54-54-54
     
    Новости АППС Услуги Статьи Полезное Обратная связь
    Новости от законодателя Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" 1 апреля 2012 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 04.11.2011 N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке" Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Закон о такси в Алтайском крае Выбор организационно правовой формы бизнеса Администрация Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание Арбитражный суд Алтайского края Алтайский краевой суд Районные, городские суды Прокуратура Алтайского края Управление Алтайского края по обеспечению деятельности мировых судей

    Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

    Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект по налоговым преступлениям

    Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», подготовленный по итогам встречи Президента Российской Федерации с судьями областных, городских и районных судов 26 июля 2011 года.

    Законопроект направлен на совершенствование уголовного судопроизводства. Как сообщает пресс-служба Президента, в статьи 140 и 241 УПК РФ вносятся изменения, устанавливающие:

    1. Поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (статьи 198, 199, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2. При рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

    Вносится Президентом Российской Федерации

    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в статьи 140 и 241

    Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

    Статья 1

    Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2003, № 50, ст. 4847; 2011, № 1, ст. 16) следующие изменения:

    1) статью 140 дополнить частью первой1 следующего содержания:

    "I1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях,

    предусмотренных статьями 198 - 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.";

    2) часть седьмую статьи 241 изложить в следующей редакции:

    "7. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании или в случае рассмотрения уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.".

    Статья 2

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент Российской Федерации

    Наш взгляд на предложенный законопроект

    Принятие данного законопроекта актуально для всего российского бизнеса, в том числе для предпринимателей Сибири, поскольку такой подход обеспечивает более профессиональный и обоснованный повод для возбуждения такого рода уголовных дел.

    Статьей 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в течение 10 дней со дня выявления не уплаты (не перечисления) в полном объеме суммы недоимки, размер которой определен на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и позволяет предполагать факт совершения налогового правонарушения, содержащего признаки преступления.

    Таким образом, основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при принятии данного законопроекта, будет только результат налоговой проверки, которую уполномочены проводить работники ФНС, имеющие высшее экономическое образование. Такой подход обеспечит более профессиональные основания для возбуждения уголовных дел в сфере налоговых преступлений по отношению к существующей ситуации.

    Приказом ФНС РФ N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утверждена инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогового правонарушения, содержащего признаки преступления, которой установлен перечень документов, включаемых в состав направляемых материалов. В числе таких документов: копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; копия акта налоговой проверки с необходимыми приложениями; копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и т.д. Данная инструкция предусматривает, также, право налоговых органов, до официального направления органам внутренних дел указанных материалов, организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел.

    Таким образом, необходимо будет провести серьезную высококвалифицированную работу в целях установления повода для возбуждения уголовного дела, чего, в настоящее время, не требуется.

    Необходимо, также, отметить, что с 01.01.2011г., в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие по таким уголовным делам производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Таким образом, с 2011 г. подследственность данной категории дел перешла из ОВД в Следственный комитет РФ, что также означает более серьезный подход к таким делам.

    В нашей практике разрешения корпоративных конфликтов, неоднократно происходили ситуации, когда обращению в арбитражный суд за разрешением спора о владении предприятием, предшествовал визит на предприятие работников управления по борьбе с налоговыми преступлениями на основании «имеющихся у них сведений о совершении налогового правонарушения» в сопровождении представителей одной из противоборствующих сторон.

    Можно говорить о том, что после вступления данного закона в силу бизнес будет более защищен от произвола. Если предпринимаемые меры не исключат произвол полностью, то, в любом случае, они его существенно ограничат. Налоговый инспектор располагает значительно меньшим количеством правовых инструментов принуждения и ограничения прав налогоплательщика, чем оперативные сотрудники силовых ведомств, в связи с чем, я думаю, «беспредел» уменьшится. Законодатель предоставляет налогоплательщику несколько шансов на исправление ошибок, допущенных налоговиками и нарушающих его интересы: от участия при проведении и рассмотрении результатов налоговой проверки, с правом представлять свои объяснения и возражения, до обжалования решения налоговиков в Высшем Арбитражном Суде РФ.

    Самого механизма обжалования итогов проверки, в том числе, после возбуждения уголовного дела, данный законопроект не затрагивает.

    Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» установлено, что при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях судам необходимо учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Такие решения подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами по правилам статьи 88 УПК РФ.

    Таким образом, при обжаловании налогоплательщиком в Арбитражный суд решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, судить о наличии состава преступления в его действиях (бездействии) можно будет только после вступления в законную силу соответствующего решения Арбитражного суда, поскольку именно в нем будет установлена окончательная сумма налогов, от уплаты которой уклонялся налогоплательщик, если вообще уклонение от уплаты налогов имело место.

    Кроме того, необходимо учитывать положения статьи 90 УПК РФ, согласно которым обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

    Механизм обжалования итогов проверки остается прежним и, как и ранее, будет протекать независимо от уголовного процесса.

    Необходимо учитывать, что пунктом 4 статьи 108 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

    В отношении индивидуальных предпринимателей изначально материалы проверок, в случаях, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового правонарушения, содержащего признаки преступления, направляются налоговиками в следственные органы.

    В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения, налоговые органы в течение 3-х лет могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя, а также с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. При этом, срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. (ст.ст. 113, 115 НК РФ)

    В случае привлечения лица к уголовной ответственности, штраф не взыскивается, а пеня и недоимка не являются мерой ответственности.